+7 982 621-76-71   ⋅   Нижний Тагил

Закон о платформенной экономике утвердили: какие обязанности появятся у маркетплейсов

1 августа

1 октября 2026 года вступит в силу федеральный закон о регулировании платформенной экономики, который вводит новые обязанности для маркетплейсов и регулирует  взаимоотношения между участниками процесса. 

Как работают площадки и селлеры с маркировкой

И те, и другие считаются участниками оборота маркированной продукции. За площадками этот статус был закреплен постановлениями для каждой товарной группы.

Обязанности продавцов:

  1. зарегистрироваться в Честном знаке;
  2. заказывать и наносить коды на упаковку, если они производители или импортеры;
  3. передача информации о продаже товара в Честный знак с помощью ЭДО.

При работе через маркетплейсы общий порядок маркировки для селлера не меняется.

Обязанности маркетплейсов:

  • следить, чтобы на витрину не попадал не маркированный товар;
  • проверять, чтобы в карточках размещалась информация о маркировке;
  • при работе по схеме FBO — принимать коды маркировки по УПД, а при продаже отчитаться о выбытии в Честный знак.

С 2024 года площадки перестали принимать не маркированные товары на склады.

Что нового появится в работе

  1. После вступления в действие нового закона маркетплейсы должны будут обеспечить продавцам возможность размещать в карточках информацию о маркировке:
    • о регистрации в Честном знаке;
    • маркировке предлагаемого товара;
    • разрешительную документацию или ссылки на нее.
  2. Маркетплейс должен проверить:

    • актуален ли статус кодов маркировки на товар, нет ли запрета на оборот со стороны государства;
    • разрешительные документы — лицензии, сертификаты, декларации соответствия, свидетельства о государственной регистрации и пр;
    • свидетельства о госрегистрации у БАДов, медизделий, пестицидов и агрохимикатов.

    Проверка документов позволит площадке быть уверенной в том, что в продажу пойдут только качественные, не контрафактные товары. Это снизит риск споров с потребителями и повысит конкурентоспособность площадки.

  3. Чтобы максимально полно выполнять новые обязанности, маркетплейс должен получить и эффективные инструменты. Одним из них станет реестр цифровых посреднических платформ, который Правительство РФ планирует создать до вступления в силу нового закона.

Чтобы маркетплейсы могли оперативно проверять поставщиков и не запрашивать по каждому данные в Честном знаке, Росаккредитации, Роспотребнадзоре и других ведомствах, также планируется настроить доступ участникам реестра платформ к базам основных госсистем.

Что грозит за нарушения в работе с маркировкой

Закон о платформенной экономике фиксирует обоюдную ответственность сторон за нарушения в работе с маркировкой. Новый закон еще будет дорабатываться, и в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) скорее всего появятся другие меры ответственности. Пока предусмотрены следующие:

Нарушение Штраф
Оборот товаров без маркировки До 300 000 рублей с конфискацией товара для юридических лиц
Нарушения при передаче информации в Честный знак или ввод в оборот товаров без разрешительной документации До 100 000 рублей для юридических лиц
Непредоставление партнеру платформы технической возможности размещать на ней информацию* До 50 000 рублей для юридических лиц*

* Еще не добавлен в КоАП, проект на рассмотрении.

Что еще изменится во взаимодействии площадок и селлеров

Площадкам нельзя будет «играть» с алгоритмами поиска, запрещено продвигать проплаченные рекламодателями товары, если они не подходят под установленные покупателем фильтры.

Маркетплейс будет обязан оповещать продавцов о ряде изменений, напрямую влияющих на продажи:

Основание Минимальный срок оповещения
Ухудшение условий договора 45 дней
Другие изменения условий договора 15 дней
О введении санкций за нарушения 3 дня
О применении скидок* 5 дней

*В этом случае площадка должна еще и получить согласие продавца на применение скидок.

Кроме того, закон о платформенной экономике регулирует порядок досудебного разрешения споров между маркетплейсами и селлерами: в случае претензий от продавца у площадки есть лишь 15 дней, чтобы рассмотреть обращение и отреагировать на него.

В первых чтениях закона планировалось, что он вступит в силу 1 марта 2027 года. Однако Минэкономразвития настоял, чтобы этот срок сдвинули на 1 октября 2026 года. Тем не менее, у всех участников оборота еще есть время подготовиться к изменениям: продавцам — проверить все ли товары подлежат маркировке, все ли документы в порядке, а площадкам — настроить интерфейс.

Источник: https://kontur.ru/markirovka/news/80350-zakon_o_platformennoy_ekonomike


Другие новости

1 декабря

С 1 сентября 2026 года Диадок полностью прекращает поддержку интеграционного модуля для конфигурации 1С:Предприятие 7.7

1 декабря

Ограничения доступа по IP помогает повысить уровень безопасности и защитить корпоративные данные от несанкционированного входа.

17 ноября

Это обеспечит стабильную работу модуля, которая будет соответствовать новым требованиям ФНС.

27 октября

Новый проект постановления Минпромторга должен выявить компании, которые занимаются нелегальным ввозом товаров, получают на них сертификаты, маркируют и реализуют как произведенные в России на собственном производстве. Для этого подозрительных производителей будут проверять. Пока дополнительный контроль Честного знака коснется пяти товарных групп — легкой промышленности, духов и туалетной воды, шин, обуви и БАДов.